Вход на сайт
МБУК "Саяногорская ЦБС"

Народные праздники Хакасии

Печать
Опубликовано 02 Апрель 2018 Просмотров: 1903

 В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски  «ӱлӱкӱн» - буквально «великий день») отражают историко-культурное наследие народа и формируют духовный мир подрастающего поколения.

Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Праздник отражает тенденции борьбы добра и зла. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.

Всё вышеизложенное вполне справедливо и для русских старожилов Хакасско-Минусинского края – чалдонов. Данная группа населения сформировалась во второй половине XVIII– первой половине XIX  вв. Её основу составили потомки выходцев с севера Европейской России, что обусловило наличие в чалдонской культуре мощного пласта северорусских традиций. Но самое главное – за время постоянных и тесных контактов с хакасским населением культурная традиция русских старожилов приобрела особенные черты.

Представляем Вашему вниманию выдержки из удивительной книги Виктора Яковлевича Бутанаева (в соавторстве с А. Верником, А. Ултургашевым)  «Народные праздники Хакасии».

 

1. Праздники, посвящённые рождению и первым этапам жизни ребенка

КИН-ТОЙ

праздник захоронения последа

На третий день после рождения ребенка проводили Кин-той. Собирались соседи и пожилые родственники. Забивался баран и делалась сметанная каша – потхы. Отпавшую пуповину торжественно заворачивали и клали в шкатулку, где ножик или ножницы, которыми её обрезали.

Во время праздника Кин-той совершали захоронение последа. Последу хакасы придавали особое значение в связи с тем, что он охраняет ребёнка в утробе матери и то него якобы зависят здоровье и судьба ребёнка.

Отец ребёнка выкапывал в юрте ямку, причём, для последа девочки – на женской половине юрты, для мальчика – на мужской. Послед хоронили вверх пуповиной: если захоронить наоборот, то якобы женщина больше не сможет рожать. Вместе с последом захоронялись березовая палочка, на которой резалась пуповина, и первый кал грудного ребёнка (хара тоох). Вокруг последа втыкали девять (для мальчиков) или семь (для девочек) берёзовых щепочек и намазывали их сметанной кашей – потхы. Таким образом сооружался конический шалашик, служивший жилищем последа….

 ПИЗИК-ТОЙ

праздник колыбели

Колыбель (пизік) делали только после рождения ребёнка и обязательно на новолуние. Прежде, чем класть в колыбель малыша, совершали следующий обряд. Если был мальчик, то в пелёнки заворачивали нож в ножнах, огниво и берёзовое полено для скобления крошек в табак, а если девочка – ножницы, наперсток с иглой и огниво. Повитуха клала завёрнутые вещи в колыбель, которую качала три раза и баюкала: «Пууй-баай, не будь плаксой». На третий раз она раскачивала её так, что все вываливалось на землю. В этот момент повитуха восклицала: «Онар ба, тикер бе?» (Удача или неудача?). Все присутствующие кричали: «Онар, онар!» (Удача, удача!). Так делали до трёх раз. Затем в колыбель клали щенка или кошку и раскачивали так, чтобы на третий наклон они выпали. После этой процедуры колыбель считалась обжитой…

   

2. Свадебные ритуалы

 САС-ТОЙ

праздник переплетения девичьих волос

После привоза невесты в дом жениха её косички расплетали и заплетали в две косы. Прическа хакасской женщины имела определённое значение. Согласно обычаям, девушки носили много косичек (сӱрмес), заплетённых по часовой стрелке (онар).  Замужняя женщина носила две косы (тулун). Старая дева заплетала три косы (сӱрмес).  Когда девушка рожала внебрачного ребёнка, она обязана была носить одну косу (кичеге), что считалось большим позором.

На празднике Сас-той обряд расплетения косичек возглавляла жена старшего брата жениха (ниге), или его старшая сестра (пиче) или жена дяди по матери (койі). Расплетавшая косички называлась «пазыртхан іче) (посаженная мать) и отвечала за все основные ритуалы, связанные с невестой…

 КИЧИГ- ТОЙ (ХЫС-ТОЙ)

Девичник

Накануне проведения свадьбы устраивали девичий праздник - Кичиг-той (букв. малый пир). Обычно родственница жениха, исполнявшая роль посаженной матери, увозила невесту к себе домой. Здесь делали угощения для молодёжи…. На следующее утро за невестой приезжали свахи, которые увозили её на свадьбу.

В книге Бутанаева В.Я. "Народные праздники Хакасии" также описаны календарные праздники (Чыл-пазы, Таан-той, Урен хурты и др.), промысловые праздники (Аба-той, Албаты-той, Палых-той и др.), общественно-религиозные праздники, а также христианские праздники чалдонов (Святки, Масленица, Пасха и др.)

Рекомендуем книгу к прочтению!

Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии

Удаленные ресурсы

ЛитРесНациональная Электронная Библиотека   

Мы в Интернете

 Одноклассники    Вконтакте   YouTube   telegram

                   

 

 

Учредитель: Администрация муниципального образования город Саяногорск
Муниципальное бюджетное учреждение культуры муниципального образования город Саяногорск
"Саяногорская централизованная библиотечная система"
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В,
тел: 8(39042)60833, 68201, 68301, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

06

Классификация информационной продукции осуществляется
в соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Электронное правительство ГосуслугиОфициальный сайт Администрации МО г.СаяногорскКонсультантПлюс в ХакасииНациональная библиотека им. Н.Г.ДоможаковаПервое городское
 
© 2013 - 2024 МБУК "Саяногорская ЦБС" Рейтинг@Mail.ru