Где возникает путаница при оформлении авторских прав в учреждениях культуры
Журнал
№10 октябрь 2022 года
Из статьи узнаете, как соблюсти авторское право в ряде типичных для учреждения культуры ситуаций. Например, при онлайн-показах, хореографических постановках, работе с художественными произведениями, научных исследованиях, производстве сувениров, заказе логотипов, фотографий, брендбука.
Онлайн-показы
Показ спектакля или другого мероприятия, кроме кинофильма, онлайн, — это отдельный способ использования произведения, на который учреждение культуры обязано просить разрешение или заранее прописать этот способ в лицензионном договоре. Это не нужно, если исключительное право на произведение отчуждено в пользу учреждения или же произведение создано в рамках служебного задания.
Проблема. На онлайн-показ спектакля необходимо получать разрешение у обладателей исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. К ним относят сценографию, костюмы, музыку, видео, световое оформление, хореографию, постановку спектакля. Если обратиться в РАО, чтобы получить права, сумма выплат будет значительно больше, чем по результатам переговоров напрямую с правообладателями. В РАО и ВОИС напрямую обращайтесь, если хотите использовать сборную музыку, за которую проще выплатить отчисление этим организациям.
Сама онлайн-трансляция не является отдельным результатом интеллектуальной деятельности — транслируемое изображение, запись не рассматривают как произведение, поскольку нет монтажа, операторской работы, а также процесса режиссирования. Запрашивать права на такую трансляцию учреждение не должно. А вот заключить дополнительное соглашение, лицензионный договор или получить письменное согласие от правообладателей произведений, которые используются при показе спектакля, необходимо. Часто авторы согласны не брать даже минимальные отчисления за онлайн-трансляции, поскольку такие трансляции не приносят большой прибыли учреждению, но позволяют автору привлечь к себе внимание тех, кто физически не может посмотреть спектакль на территории театра или КДУ.
Решение. Чтобы провести трансляцию спектакля или концерта онлайн, достаточно получить пакет прав, а также выплатить по итогам авторские отчисления, если они были установлены соглашением между сторонами.
Хореографические постановки
Хореограф — тоже автор. Помимо договора авторского заказа, заключите с ним лицензионный договор или договор отчуждения исключительного права на созданное им произведение.
Проблема. Договор может быть один, с элементами лицензии или отчуждения. Главное, чтобы в нем отразили вопрос прав и правообладания. Платить хореографу можно как за создание произведения, так и авторские отчисления. Стороны добровольно определяют условия и правила оплаты, размер вознаграждения. Можно выделить три модели оплаты:
-
авторское вознаграждение за создание произведения плюс оплата авторских отчислений за использование произведения (Челябинский камерный театр);
-
авторское вознаграждение за создание произведения без оплаты авторских отчислений за использование произведения (Пермский академический Театр-Театр);
-
оплата авторских отчислений за использование произведения без авторского вознаграждения за создание произведения.
Решение. Если хореограф заключает договор с государственным учреждением, то изменить оплату можно только с целью ее снижения. Поскольку повышать цену контракта или договора в соответствии с законами о госзакупках № 44-ФЗ и 223-ФЗ нельзя.
Произведения художников
Повышать цену контракта по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ нельзя |
Обязанность платить отчисления художнику как автору не предусмотрена. Размеры авторских отчислений для художников имеют исключительно рекомендательный характер.
Проблема. Учреждение вправе вместе с автором определить иной процент авторского отчисления за каждый способ использования произведения или отказаться от них вовсе. Например, можно установить беспроцентное использование произведения в случае, если учреждение выплатило повышенный гонорар за его создание. Такую практику применяет Пермский академический Театр-Театр, который старается установить минимальный процент при заключении лицензионного договора или же вовсе снизить его до 0, установив гонорар автору выше среднего.
Решение. Если учреждение установило гонорар выше среднего, то можно не просто согласовать использование произведения художника без выплаты авторских отчислений, но и совершить полное отчуждение исключительного права на работу художника. Так у учреждения будет полный пакет прав, оно сможет использовать произведение любым способом. Кроме того, учреждение избежит ситуации, когда художник предоставил эксклюзивную сценографию специально по заказу театра другому учреждению. При отчуждении исключительного права театр не обязан выплачивать авторское отчисление.
Научная работа в музее и библиотеке
В музеях, согласно штатному расписанию, есть такие должности, как младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник. В их должностные обязанности входит разработка научных проектов и работ, которые публикуют в изданиях, сборниках и применяют на практике.
Проблема. Авторское право на такие работы в соответствии со статьей 1294 ГК принадлежит работнику, а исключительное право — учреждению как работодателю. Закон предусматривает выплату вознаграждения работнику за создание результата интеллектуальной деятельности, а не заработной платы.
Решение. Чтобы исключительное право на результаты научной деятельности принадлежали учреждению, в трудовом договоре нужно прописать, что такие работы — это должностная обязанность работника. В противном случае исключительное право на них будет принадлежать работнику.
Сувениры
На разработку сувениров можно заключить договор оказания услуг |
Сувенирная продукция бывает разных видов, форм, текстуры. Ее выпускают по эскизам и проектам специалистов. Эскизы и макеты в соответствии с IV частью ГК — это результаты интеллектуальной деятельности. Использовать их без разрешения правообладателя нельзя.
Проблема. Когда учреждение заказывает разработку эскизов и макетов сувенирной продукции, то необходимо в договоре на их создание прописать передачу исключительного права на разработанные эскизы учреждению. Лицензионный договор в этом случае бесполезен, поскольку сувенирную продукцию разрабатывают с целью продажи и получения прибыли. Лицензионный договор обязателен, если на сувенирной продукции учреждения будет изображение известного персонажа, например, популярной Свинки Пеппы или Смешариков. В таком случае учреждению придется получить разрешение (лицензию) на использование результатов интеллектуальной деятельности у их правообладателей. Лицензия будет платной, стоимость может достигать и 1 млн руб.
Далее учреждение заключает договор с разработчиком макетов. Он использует образы, выкупленные учреждением, без их искажения, и разрабатывает дизайн сувенирной продукции. У такого разработчика исключительные права учреждение выкупает в полном объеме. Возможен вариант, когда правообладатель известного персонажа требует для согласования эскиз макета — чтобы проверить, не было ли произведение переработано.
Решение. Можно заключить как договор авторского заказа, так и договор оказания услуг. Разработчики макетов сувениров могут предоставлять свой типовой договор, в котором ничего не прописано про исключительные права. Чтобы этого избежать, необходимо прописать в договоре два момента:
-
исключительное право на созданные макеты и эскизы в полном объеме переходит учреждению как заказчику;
-
исполнитель утрачивает право переработки созданных им макетов и эскизов по заказу заказчика.
Логотип, брендбук и фотографии
Чтобы учреждение могло использовать заказанные разработчикам логотип и брендбук, ему нужно совершить отчуждение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности у исполнителя. Кроме того, стоит договором запретить исполнителю перерабатывать созданные им по заказу учреждения эскизы. Это важно при регистрации логотипа как товарного знака.
Проблема. Учреждению могут отказать в регистрации или в будущем есть риски спора относительно прав на изображение, ставшее товарным знаком. Разработчик может пойти в суд с договором, где не прописана передача исключительного права на логотип, и потребовать перевода прав на товарный знак на него.
Фотографы часто уверены, что исключительное право на изображение — фотографию — принадлежит им. Однако фотографы снимают исполнителей, световые эффекты, работу режиссера, художников, хореографов — то есть результаты интеллектуальной деятельности третьих лиц. Чтобы не возникало в будущем конфликтов между театром и фотографом, стоит приглашать специалиста по договору, выплачивать ему вознаграждение и требовать передачи исключительных прав. Другой вариант — брать полный пакет прав использования фотографий и предоставлять разрешение на фотосъемку исходя из пакета прав на спектакль, который есть у театра.
Решение. Оформляйте исключительные права на использование произведений, когда заказываете логотипы, фотографии, брендбук и другие изображения в рекламных, информационных и иных целях, связанных с продвижением учреждения и его проектов. Подтверждайте права вашего учреждения на фото, логотипы и брендбуки договорами с разработчиками и фотографами.
Чтобы учреждение могло использовать заказанные разработчикам логотип и брендбук, ему нужно совершить отчуждение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности у исполнителя. Кроме того, стоит договором запретить исполнителю перерабатывать созданные им по заказу учреждения эскизы. Это важно при регистрации логотипа как товарного знака.
Проблема. Учреждению могут отказать в регистрации или в будущем есть риски спора относительно прав на изображение, ставшее товарным знаком. Разработчик может пойти в суд с договором, где не прописана передача исключительного права на логотип, и потребовать перевода прав на товарный знак на него.
Фотографы часто уверены, что исключительное право на изображение — фотографию — принадлежит им. Однако фотографы снимают исполнителей, световые эффекты, работу режиссера, художников, хореографов — то есть результаты интеллектуальной деятельности третьих лиц. Чтобы не возникало в будущем конфликтов между театром и фотографом, стоит приглашать специалиста по договору, выплачивать ему вознаграждение и требовать передачи исключительных прав. Другой вариант — брать полный пакет прав использования фотографий и предоставлять разрешение на фотосъемку исходя из пакета прав на спектакль, который есть у театра.
Решение. Оформляйте исключительные права на использование произведений, когда заказываете логотипы, фотографии, брендбук и другие изображения в рекламных, информационных и иных целях, связанных с продвижением учреждения и его проектов. Подтверждайте права вашего учреждения на фото, логотипы и брендбуки договорами с разработчиками и фотографами.
Скачайте. Образец заполнения договора об отчуждении авторского права.
театральный юрист, преподаватель ГИТИСа, руководитель проекта «ЮрКульт»
Спецпроект / Авторское право
Наши проекты
Календарь мероприятий
Цитаты
"Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное"
Ф. Достоевский
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В, тел: 8(39042)60833, 68201, 68301, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
![Электронное правительство Госуслуги](/images/banners/banner_pgu_245x97.gif)
![Официальный сайт Администрации МО г.Саяногорск](/images/banners/ofsait.gif)
![КонсультантПлюс в Хакасии](/images/banners/photo16462.gif)
![Национальная библиотека им. Н.Г.Доможакова](/images/banners/nbd.gif)
![Первое городское](/images/banners/pg_180x23.gif)