Вход на сайт
МБУК "Саяногорская ЦБС"

Горные жертвоприношения

Печать
Опубликовано 09 Февраль 2021 Просмотров: 958

  В Хакасии насчитывается около 130 родовых гор и культовых мест, где совершались жертвоприношения. Культовые места для проведения шаманских молений были закреплены за определёнными родами.

Если население не совершало горных жертвоприношений, или неуважительно относилось к родовым горам, или не держали  посвящённых родовых коней – ызыхов, то горные духи могли наказать сородичей.

На горном жертвоприношении обязательно должен присутствовать освящаемый конь – ызых карей или гнедой масти, посвящённый духам-хозяевам гор. Согласно хакасским мифам, культ ызыхов возник под влиянием горных духов, от которых хонгорцы заимствовали основные черты своей культуры. Посвящаемые лошади ызыхи выполняли охранительные функции по отношению к стаду своего хозяина. Они оберегали скот и семью от болезней, способствовали увеличению приплода, ограждали стадо от нападения хищных зверей и воров.

Главная цель моления на горных жертвоприношениях – получить защиту у духов-хозяев родовых гор от стихийных бедствий, укрепить жизненную силу рода и испросить благополучие для своего скота. Скот – это движимое имущество горных духов, тучность которого зависит от урожая трав.

Приготовления к празднеству начинались в марте, когда происходила раскладка необходимых денежных и натуральных расходов. Деньги шли на покупку жертвенных животных и водки, в хлеб на приготовление особого напитка – абыртха.

Горное жертвоприношение совершали в июне-июле на новолуние. В это время подрастали молодые барашки, необходимые для жертвы.

Горное моление состояло из двух этапов. Первый – иб тайии (буквально «домашнее жертвоприношение») – начинался накануне вечером. В юрту через дымовое окошко заносили трёхлетнюю берёзку, выкопанную с корнями. Её устанавливали в почётном углу. На ветви берёзки привязывали ритуальные флажки чалама из синей дабы и красного сукна.

Вечером хозяин забивал жертвенного трёхлетнего белого валуха. Сваренные куски горячего мяса  ставили на жертвенник в деревянном корытце. Рядом помещали прессованный творог пызлах, посуду с кипяченым молоком и семь бутылок с аракой. Бутылки и посуда с мясом во время камлания открывались, чтобы пар от всех даров, поставленных на стол, поднимался для духов.

Второй этап моления – ызых тайии – проходил на следующий день. Часов в 10 утра сородичи отправлялись на установленное предками культовое место. Вперёд отправлялись верховые, которые везли шаманские атрибуты. Один всадник увозил берёзу и на горе устанавливал её между камнями. Второй вёз в руках опахало из берёзовой ветви, а третий, надев шапку и шубу шамана, садился на посвящённого горному духу карего коня.  Жертвенных овец везли, положив поперёк седла…

После возвращения шамана из путешествия к родовой горе начиналась общая трапеза.

В завершение горного моления устраивались игры – ойын.

За камлание шаман получал в качестве натуральной платы шкуры забитых животных и заднюю часть туши жертвенного животного – теер-кочик. Кроме того, с каждой мужской души он получал по 5 копеек деньгами.

Духи – хозяева родовых гор – защищали хакасские роды при содействии шаманов, которые просили от родовой горы благополучия для своих семей.

Последний раз в Хакасии проводили горные моления в 1927-1928 годах.

Источник: Бутанаев В. Горные жертвоприношения // Сокровища культуры Хакасии : научно-информационное издание ; главный редактор А. Тарунов. – М., 2008. – С.127-139.

Ведущий библиограф Л. Быкова

 

Удаленные ресурсы

ЛитРесНациональная Электронная Библиотека   

Мы в Интернете

 Одноклассники    Вконтакте   YouTube   telegram

                   

Логотип года

 

 

Независимая оценка качества условий оказания услуг.

Итоги опроса. 

БиблиоАфиша

Присоединяйтесь! 

 

Страница 2022

 Вы можете оставить свои отзывы

Календарь мероприятий

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Цитаты

"Нельзя никогда забывать, что книга – это величайшее благо, сгусток умственной энергии, ее никогда не заменит никакая кибернетика"

Д.П.Урсу

07

Учредитель: Администрация муниципального образования город Саяногорск
Муниципальное бюджетное учреждение культуры муниципального образования город Саяногорск
"Саяногорская централизованная библиотечная система"
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В,
тел: 8(39042)60833, 78046, 76801, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

06

Классификация информационной продукции осуществляется
в соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Электронное правительство ГосуслугиОфициальный сайт Администрации МО г.СаяногорскКонсультантПлюс в ХакасииНациональная библиотека им. Н.Г.ДоможаковаПервое городское
 
© 2013 - 2023 МБУК "Саяногорская ЦБС" Рейтинг@Mail.ru