Горные жертвоприношения
В Хакасии насчитывается около 130 родовых гор и культовых мест, где совершались жертвоприношения. Культовые места для проведения шаманских молений были закреплены за определёнными родами.
Если население не совершало горных жертвоприношений, или неуважительно относилось к родовым горам, или не держали посвящённых родовых коней – ызыхов, то горные духи могли наказать сородичей.
На горном жертвоприношении обязательно должен присутствовать освящаемый конь – ызых карей или гнедой масти, посвящённый духам-хозяевам гор. Согласно хакасским мифам, культ ызыхов возник под влиянием горных духов, от которых хонгорцы заимствовали основные черты своей культуры. Посвящаемые лошади ызыхи выполняли охранительные функции по отношению к стаду своего хозяина. Они оберегали скот и семью от болезней, способствовали увеличению приплода, ограждали стадо от нападения хищных зверей и воров.
Главная цель моления на горных жертвоприношениях – получить защиту у духов-хозяев родовых гор от стихийных бедствий, укрепить жизненную силу рода и испросить благополучие для своего скота. Скот – это движимое имущество горных духов, тучность которого зависит от урожая трав.
Приготовления к празднеству начинались в марте, когда происходила раскладка необходимых денежных и натуральных расходов. Деньги шли на покупку жертвенных животных и водки, в хлеб на приготовление особого напитка – абыртха.
Горное жертвоприношение совершали в июне-июле на новолуние. В это время подрастали молодые барашки, необходимые для жертвы.
Горное моление состояло из двух этапов. Первый – иб тайии (буквально «домашнее жертвоприношение») – начинался накануне вечером. В юрту через дымовое окошко заносили трёхлетнюю берёзку, выкопанную с корнями. Её устанавливали в почётном углу. На ветви берёзки привязывали ритуальные флажки чалама из синей дабы и красного сукна.
Вечером хозяин забивал жертвенного трёхлетнего белого валуха. Сваренные куски горячего мяса ставили на жертвенник в деревянном корытце. Рядом помещали прессованный творог пызлах, посуду с кипяченым молоком и семь бутылок с аракой. Бутылки и посуда с мясом во время камлания открывались, чтобы пар от всех даров, поставленных на стол, поднимался для духов.
Второй этап моления – ызых тайии – проходил на следующий день. Часов в 10 утра сородичи отправлялись на установленное предками культовое место. Вперёд отправлялись верховые, которые везли шаманские атрибуты. Один всадник увозил берёзу и на горе устанавливал её между камнями. Второй вёз в руках опахало из берёзовой ветви, а третий, надев шапку и шубу шамана, садился на посвящённого горному духу карего коня. Жертвенных овец везли, положив поперёк седла…
После возвращения шамана из путешествия к родовой горе начиналась общая трапеза.
В завершение горного моления устраивались игры – ойын.
За камлание шаман получал в качестве натуральной платы шкуры забитых животных и заднюю часть туши жертвенного животного – теер-кочик. Кроме того, с каждой мужской души он получал по 5 копеек деньгами.
Духи – хозяева родовых гор – защищали хакасские роды при содействии шаманов, которые просили от родовой горы благополучия для своих семей.
Последний раз в Хакасии проводили горные моления в 1927-1928 годах.
Источник: Бутанаев В. Горные жертвоприношения // Сокровища культуры Хакасии : научно-информационное издание ; главный редактор А. Тарунов. – М., 2008. – С.127-139.
Ведущий библиограф Л. Быкова
Наши проекты
Архив мероприятий
Календарь мероприятий
Цитаты
"Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном"
Н.К. Рерих
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В, тел: 8(39042)60833, 68201, 68301, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.