Реализм в литературе

Печать
Опубликовано 04 Июнь 2019 Просмотров: 392

 В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Многие искусствоведы относят его к весьма отдалённым эпохам: говорят о реализме наскальных рисунков, о реализме античной скульптуры. Однако формирование реализма как художественной системы в европейской литературе принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения). Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь, нашло отражение в лирике Ф. Петрарки, романах Ф. Рабле и М. Сервантеса, в трагедиях и комедиях У. Шекспира. После того, как средневековые церковники веками проповедовали, что человек – это «сосуд греха», и призывал к смирению, литература Возрождения прославляла человека как высшее существо природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способности её к большому чувству.

Следующий этап в развитии реализма – просветительский. Теоретиками Просвещения были Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в Германии. Мировое значение приобрёл английский реалистический роман, основоположником которого явился Д. Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719 г.)

Реализм Просвещения часто допускал условность. Обстоятельства в романе могли быть условными, как в эксперименте: «Допустим, что человек оказался на необитаемом острове…». При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его героя одичал, утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя природы. Так же условен и Фауст у И. Гёте, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов.

Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Такое название он  получил, поскольку главной задачей его произведений было выделить существующие проблемы, затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет. Расцвет критического реализма на Западе связан с именами Стендаля и О. Бальзака во Франции, Ч. Диккенса, У. Теккерея в Англии, в России – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства.

Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.

Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

Реализм ХХ века имеет яркую жизнеутверждающую окраску, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 - начале 20 века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под мифологическим реализмом стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

 Десять произведений русских авторов, написанных в жанре «Реализм»:

  1. Гоголь, Н. Ревизор : комедия в 5-ти действиях. – М., 2012. – 160 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  2. Гончаров, И. Обыкновенная история. – роман в 2 ч. – М., 1992. – 316 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  3. Достоевский, Ф. Преступление и наказание : роман. – СПб., 2014. – 608 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  4. Куприн, А. Олеся : повести. – СПб., 2014. – 224 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  5. Лермонтов, М. Герой нашего времени : поэмы; стихотворения. – М., 2013. – 800 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  6. Пушкин, А. Дубровский; Капитанская дочка : повести. – М., 2013. – 253 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  7. Пушкин, А. Борис Годунов : трагедия. – М., 1988. – 128 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  8. Толстой, Л. Воскресение : роман. – М., 2010. – 480 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  9. Толстой, Л. Анна Каренина: роман. – М., 2011. – 736 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  10. Чехов, А. Вишневый сад : повести, рассказы, пьеса. – М., 2014. – 224 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);

  Десять произведений зарубежных авторов, написанных в жанре «Реализм»:

  1. Бальзак, О. Шагреневая кожа : Роман : пер. с фр.. – Фрунзе, 1983. – 254 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  2. Брехт, Б. Трёхгрошовый роман : роман : пер. с нем. – М., 1984. – 430 с. (Библиотека для семьи);
  3. Диккенс, Ч. Большие надежды : роман : пер. с англ. – М., 1987. – 480 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);
  4. Лондон, Д. Мартин Иден : роман : пер. с англ. – М., 1986. - 303 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Детская библиотека; Центральная библиотека);
  5. Твен, М. Американский претендент : роман : пер. с англ. – М., 1984. – 367 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);
  6. Голсуорси, Д. Сага о Форсайтах : роман : в 2-х томах : пер. с англ.  . – М., 1982. (Библиотека для семьи; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);
  7. Ремарк, Э.М. На Западном фронте без перемен : роман : пер. с нем. – М., 1992. – 543 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);
  8. Манн, Т. Будденброки. История гибели одного семейства : роман : пер. с нем. – М., 1982. – 504 с.: ил. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);
  9. Хемингуэй, Э. По ком звонит колокол : роман : пер. с англ. – М., 2014. – 512 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);
  10. Шоу, Б. Пигмалион : пьеса : пер. с англ. – Минск, 1982. – 96 с.  (Библиотека для семьи; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);

Lля тех, кто хочет глубже разобраться в отечественной и зарубежной литературе  XIX – XX веков рекомендуем прослушать курс лекций Владимира Набокова, а также нашего современника, журналиста, писателя Дмитрия Быкова:

Быкова Лариса, библиограф МБУК "Саяногорская ЦБС"