Почему «Пушкин – наше всё» ?

Печать
Опубликовано 05 Июнь 2019 Просмотров: 117

Пушкин А.С.Со временем Пушкин разошелся на цитаты, был принят в бытовой обиход. Его мысль пронизывает сознание представителей самых разных социальных групп и профессий. У деревенского мальчишки или студента, профессора истории или философии, лингвиста, писателя — у каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех. Почему?

Начнём издалека. После грандиозных побед русского оружия в кампании 1812–1814 годов ожи­дание гения достигло своей кульминации. В эти годы был еще жив Державин, чья слава певца побед Екатерины II была исключительно велика. Более того, воен­ная кампания выдвинула нового кандидата на роль первого поэта — Васи­лия Жуков­ского. Его «Певец во стане русских воинов» был самым попу­лярным стихот­ворением военных лет. А «Послание императору Алексан­дру» стало обоснованием внешне­политического и идеологического курса рус­ской монар­хии в первые годы после победы над Наполеоном. Но именно статус придвор­ных поэтов мешал им вос­при­ниматься в качестве поэтов народных. К тому же страна, пережившая, воз­можно, самый героиче­ский момент своей истории, напряженно ждала нового имени.

«Пришла пора — она влюбилась», — писал Пушкин в «Евгении Онеги­не» о чув­ствах, проснувшихся в Татьяне. Так и  Россия — сразу же, с первого взгляда влю­билась в своего гения. Первыми откликнулись собратья. «Пушкин уже в лицее пере­щеголял всех писателей», — сказал Державин Сергею Тимофе­евичу Акса­кову, послушав, как юный поэт на лицейском экзамене читает свое стихотво­рение «Воспоминания в Царском Селе». «Задавит, каналья!» — писал восхи­щенный Вяземский Батюшкову после того, как они с Жуковским прочи­тали то же самое стихотворение. Получив письмо, Батюшков, в то время знаме­нитый поэт, отпра­вился познакомиться с 15-летним юношей в Царское Село.

Пуб­лика быстро подхватила эту оценку. А главное — в нее поверил сам Пуш­кин.

В течение нескольких десятилетий после смерти Александра Пушкина в 1837 году многим казалось, что историческая роль поэта исчерпана и его следует отнести к разряду завершенных — классических — явлений литературы.

Когда в июне 1880 года (спустя 43 года после гибели поэта) в Москве открывали памятник Пушкину, то это событие стало громадным трехдневным празднеством, торжеством русской литературы, начи­­навшей в то время обретать мировое признание.

Мог ли предвидеть Аполлон Григорьев, что в начале XX века перед лицом неминуемой гибели, краха старого мира поэты условятся перекликаться («аукаться») именем Пушкина «в надвигающемся мраке»? Мог ли представить Владислав Ходасевич, который и предложил в 1921 году отыскивать единомышленников, «своих», через отношение к Пушкину, что в лютые блокадные дни 1942 года в Ленинграде у дома на Мойке, 12, сойдутся несколько человек, чтобы 10 февраля отметить годовщину смерти Пушкина, и что единственно произнесенные тогда слова «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо как Россия...», приобретут новый, всепобеждающий смысл? Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», так живо «аукалось». Причина тому не только в гениальности Пушкина–художника и мыслителя, но в гармоничной цельности его миросозерцания. Кажется, что его тексты содержат естественный отклик и точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком со дня его рождения до смерти.

Пушкин для русского сознания — это и «смутное влеченье чего-то жаждущей души», и «сказка ложь, да в ней намек», и иронично-мудрое «чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом», но также и сердечное «веленью Божию, о Муза, будь послушна!» и пронзительное «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»!

 Что можно почитать о жизни и творчестве А.С.Пушкина в библиотеках города:

  1. Алексеев, М. Пушкин и мировая литература. – Л., 1987. – 613 с. (Центральная библиотека);
  2. Анненков, П. Пушкин: материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. – М., 1999. – 448 с. (Центральная библиотека);
  3. Баскаков, В. Рукописные собрания и коллекции Пушкинского дома. – Л., 1989. – 77 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»);
  4. Белинский, В. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985. – 560 с. (Центральная библиотека);
  5. Веселовский, С. Род и предки А.С.Пушкина в истории. – М., 1990. – 334 с. : ил. (Библиотека для семьи; Библиотека «Майнская»; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»; Центральная библиотека);
  6. Губер, П. Дон-жуанский список Пушкина : главы из биогр. – [Репринт. Воспроизведение изд. 1923 г.]. – М., 1991. – 279 с. : портр. (Библиотека для семьи; Библиотека «Радуга»);
  7. Долгова, С. Края Москвы, края родные… А.С.Пушкин и Москва. – М., 2013. – 318 с. : ил. (Центральная библиотека);
  8. Керцелли, Л. Мир Пушкина в его рисунках, 1820-е годы. – М., 1983. – 191 с. : ил. (Библиотека для семьи; Библиотека «Родник»);
  9. Лакшин, В. Судьбы : от Пушкина до Блока. Телевизионные опыты. – М., 1990. – 335 с. (Библиотека для семьи; Библиотека «Родник»; Библиотека «Радуга»);
  10.  Лотман, Ю. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя : пособие для учащихся. – Л., 1983. – 255 с. : ил. (Библиотека для семьи; Библиотека «Радуга»);

 Еще больше о Пушкине и его современниках здесь:

 Быкова Лариса, библиограф МБУК "Саяногорская ЦБС"